пятница, 1 февраля 2008 г.
Интервью с молодой московской художницей Златой Понировской

- Злата, эти создания Ваш единственный вид творчества?
- Нет. Но роботы – основополагающая составляющая того, что я делаю, потому что меня очень интересует динамика в искусстве. Я не очень люблю статические изображения: я пишу картины… думаю, что они получаются скучными, потому что в них нет динамики.
Например, мне нравятся последние работы Гоши Острецова, где из картин торчат всякие руки-ноги и они двигаются, ползают по картинам…
- Надеюсь, что скоро мы увидим и Ваши картины. Расскажите, что явилось импульсом, к созданию первого «робота»? Кто или что Вам, поспособствовало?
- Вам рассказать какую-нибудь домашнюю историю?
- Веселую домашнюю историю про роботов, пожалуйста.
- Во-первых я очень люблю все, что связано с киберпространством и все эти фильмы, вся эта культура меня дико интересует, с юности я очень люблю Уильяма Гибсона, его Нейроманта, где компьютер наделяется человеческими способностями, чувствует и живет и очень интересно коммуницирует с людьми… Вот, мечтаю, что на одном из фестивалей CyLand’a увижу Гибсона…
- Считайте, что Гибсон уже едет.
- А есть домашняя история. Я была в гостях у друзей, и там был художник Олег Пащенко, иллюстратор очень известный, и он делал из китайского робота своего сына балерину: он его бинтовал, я потом дам ссылочку на фотографию этого робота в Интернете, он поразителен.
- Это изображение «робота-предтечи», вероятно, продолжает вдохновлять Вас?
- Нет же, я сделала своего первого робота за три дня до этого. Моя подруга притащила ко мне одного из китайских зайчиков, которые прыгали и пищали в метро и мы с него сняли шкурку. Мы поняли, что это ужасный процесс, нам было очень страшно. Вообще снимать шкуру с этих зайчиков… поначалу было чудовищное чувство, что ты снимаешь шкуру с полуживого существа.
- Кстати, всех желающих приглашаем в Государственный Эрмитаж на мастер-класс Златы Понировской, где мы будем снимать шкуры с китайских зайчиков. Да?
- Нет, не будем.
- Почему?
- Желающие сами могут проделать это у себя дома.
- Для этого надо зайти в метро Невский проспект и приобрести зайчика.
- Хотелось бы сделать целую армию таких зайчиков. И отпустить погулять по Невскому проспекту.
- Но, вернемся к вопросу.
- Многие вещи поспособствовали. В тот момент я училась в Институте проблем… Давайте скажем, - в Институте современного искусства.
- Без проблем.
- В то время я училась в Институте современного искусства. Без проблем. Это курс лекций и мастер-классов, которые организовал Иосиф Бакштейн и туда приходили разные прекрасные люди, известные российские художники и иностранные, они читали нам лекции и вообще рассказывали, что происходит… Вот так живешь, идешь вперед и в какой-то момент понимаешь, что у тебя за новый проект.
- Что значит для Вас эта выставка? Вы ждете от этого события чего-нибудь особенного? Чего?
- Это моя первая персональная выставка и я уже полгода возлагаю на нее большие надежды. Когда куратор проекта Марина Колдобская заговорила со мной о возможности сделать выставку роботов в Эрмитаже… «мог ли я когда-нибудь подумать, простой советский мальчик», что эти стены будут рады моим роботам? Я надеюсь, что выставка понравится питерской публике, и благодаря тому, что о роботах больше узнают, мне потом будет легче показывать свой новый проект: это такие черные кубы, в которых роботы живут. В этот черный куб можно проникнуть только одним способом: засунуть туда голову, и в такой ситуации зритель оказывается один на один с полностью искусственным механическим миром, это дико интересно. Эта работа более сложная, там будет звук, свет, какие-то объекты внутри помимо роботов, в общем, теперь я занимаюсь созданием биоценоза для роботов.
- Зритель, заглядывая в такой куб, будет чувствовать себя небезопасно, ведь он будет лишен рук и ног. А как будут вести себя роботы? Думаю, что зритель должен почувствовать себя предметом экспозиции, это пойдет ему на пользу.
- Я думаю, что зрителя надо развлекать. Меня как раз волнует, чтобы зритель, который пришел на выставку не только что-то понял, открыл для себя новые возможности и так далее, но увидел то ради чего он пришел глазами и получил от этого удовольствие. Заглянувший в куб зритель увидит, насколько роботы сильные животные. В «Клинике» мы видим, какие они беззащитные, маленькие, хорошие «зайцы» и они вызывают у нас сочувствие.
- Мы чувствуем превосходство.
- Да. А там, в кубе всё наоборот: если будешь плохо себя вести…
- Вспомнилось, как наказывают детей, говорят ребенку: иди постой в углу, вот он стоит и смотрит, ничего другого нельзя, вокруг мир взрослых монстров. Скажите, Злата, почему Вы называете свои создания «роботами», а никак не иначе?
- Ну а как же иначе? Это роботы, точнее: животные-роботы. Вы посмотрите на них, ну кто они?
записано в Молодежном образовательном центре Государственного Эрмитажа на открытии проекта «Клиника» 30 января 2008 года.
Владимир Лило
Специально для CyLand.ru